В этом модуле мы узнаем:
Что такое хорография и чем она отличается от географии?
Слова "экономика" и "экология"имеют разное значение, однако корень у них общий.
Что же означает корень "эко" и при чем здесь землеописание?
Используется как географический, экологический, исторический и культурный термин, обозначающий обитаемый мир.
Ойкумена
Хора
Древняя география
География в системе естественных наук
Преподавание географии как учебного предмета в России началось в XVIII в.
В русской школе география носила характер собрания справочных сведений разнообразного содержания, которые заучивали учащихся.
Начало XVIII в
1845 год
Причиной создания Императорского Географического Общества во второй половине XIX в послужили в России власть имущие, у них резко возрос интерес к своему краю
(поиск внутренних рынков).
Возникает движение отечествоведение. На основе этого движения возникает родиноведческое движение.
Преследует те же цели но на более
малую территорию.
Авторы первых отчественных учебников по географии:
Ломоносов, Ушинский, Зуев.
До революции краеведение развивалось стихийно, его успехи во многом зависели от наличия краеведа-любителя. Лучшими краеведами становились политические ссыльные.
М.В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения, собирались данные о минеральных богатствах.
К сбору образцов были привлечены дети, это привело к лучшему результату.
Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которую входили сведения о городах, провинциях.
Это считается первой программой краеведческого изучения территории, т. к. сбор материалов проводился не в экспедиционном порядке, а в полном содействии местного населения.
1761 год
Зарубежная география
После ознакомления с материалами выскажите свое мнение по такому вопросу:
"Часто нам приходится сталкиваться с таким документом как биография, из школьной жизни нам хорошо известен предмет "география", в этом курсе мы узнали, что такое "хорография". Если предположить, что в будущем появится сфера деятельности человека- "Экография", на Ваш взгляд, какие вопросы она будет решать исходя из того, какое значение имеют ее корни "эко" и "графо"?
Метод полевых исследований
Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет
собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта.
Применяется для изучения природных условий, геологического
строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе
Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка.
Метод анкетирования в краведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и т.д.
Литературный метод
Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории.
Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.
Статистический метод- этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм.
В чем заключаются достоинства и недостатки литературно-аналитического метода в краеведческих исследованиях?
Литературно-аналитический метод-метод изучения и критического анализа научно-методических источников по данной проблеме. Имеет огромное значение на начальных этапах краеведческого исследования.
Достоинства:
1.Метод материально легко доступен;
2.Экономичен во времени;
3.Полнота изложения материала;
4.Логическая последовательность изложения материала;
4.Лит-аналитический метод позволяет определить что уже известно об объекте исследования, а что неизвестно, соответственно на что необходимо обратить внимание, направить усилия в работе
Недостатки:
1.Разномасштабность покрытия территории литературными источниками;
2.Неверная трактовка или неверная подача факта;
3.Субъективизм автора;
Как работать?
1.Сопоставлять точки зрения разных авторов.
2.Не рассматривать литературно-аналитический метод как единственный совмещать с другими.
Современные ландшафтные исследования
ГИС
итоговые задания по теме
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий: